Причины школьной фобии у детей

Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Общие сведения

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста. Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Фобии у детей и подростков

Симптомы

Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.

Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.

Основные признаки страха школы:

  • удушье;
  • затрудненное дыхание;
  • повышенное потоотделение;
  • крики, слезы, истерика;
  • мышечная слабость;
  • предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
  • пониженное давление;
  • ощущение легкой дрожи;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт в области груди и т.д.

Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.

Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.

Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.

Болит живот

От страха у ребенка может начаться тошнота и колики

Но кто эти дети?

Психиатры выделяют два типа детей, наиболее подверженных школьной фобии. Во-первых, те, у кого чувствительный характер и склонность к тревожным расстройством. К этому типу относятся дети, плохо переносящие разлуку с родителями. Эти дети часто страдают от социальной фобии и панических атак. Им сложно выносить взгляды окружающих, и поэтому такие дети не могут выносить вопросы от учителя или какие-либо унижения от своих товарищей.

Причины школьной фобии у детей

Второй тип касается тех, у кого беспокойство — это вторичная проблема. Такие дети находятся в депрессии, страдают от глубокого отсутствия интереса к учебе в школе (особенно это касается детей с дислексией или гиперактивностью). Часто оказывается, что все их мысли и внимание сосредоточены в другом месте, там, где они чувствуют себя более ценно, например в видеоиграх или спорте.

Кроме того, современное общество требует от подростков раннего профессионального самоопределения, что тоже усиливает психологическую нагрузку.

Виды школьных страхов

С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха – это нежелание контактировать с одноклассниками.

Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.

Важно! Страх может быть связан с конкретным учителем. Он появляется из-за открытой неприязни педагога.

Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.

Еще один популярный вид страха – неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.

Причины школьной фобии у детей

Подобное поведение родителей объясняется просто – они реализуют собственные амбиции

Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.

Динамика страхов

Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

страх перед ЕГЭ

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

  • Окончание средней школы. ЕГЭ.

Поведение родителей

Удивительно, но у одних детей, при схожих ситуациях в школе, фобия развивается активно, а у других нет. Это связано со многими причинами, начиная от обстановки в доме, заканчивая личностными характеристиками. Ребенок, не имеющий поддержки в семье или пребывающий в доме, где у родителей нет гармонии в отношениях, больше склонен к развитию школьной фобии.

Особенно если ему не к кому прийти и пожаловаться, так как родители считают, что его проблемы незначительны и надуманы. Ребенок, который, остается один на один со своими проблемами, получает психологическую травму на всю жизнь, так как не имеет опыта выхода из сложившихся ситуаций.

Разговор с родителями

Как только вы заметили, что ребенок, перед походом в школу жалуется на недомогание, не будьте равнодушными.

Возможно, он не симулирует, а действительно находится в состоянии сильнейшего стресса. Не игнорируйте его капризы и не ждите, что проблема пройдет сама собой. Хорошо если так и будет, но зачем рисковать? От страха перед школой можно избавиться, обратившись за помощью профессиональному психологу, который изучив ситуацию, сможет найти решение для вашего ребенка. При первых симптомах школьной фобии, обратитесь к детскому психологу, и ребенок уже в скором времени вернется в прежнее русло обучающего процесса. Помните, родитель – это не только родить ребенка, но и быть ему опорой и поддержкой на протяжении всей жизни.

Познакомьтесь с учителями

Цель состоит в том, чтобы собрать информацию о жизни ребенка в классе, а также информировать учителей о его психологическом состоянии и вводить при необходимости нужные корректировки. Эта мера часто бывает напряженной, так как каждая сторона склонна полагать, что виновата другая — родители обвиняют школьную систему в токсичности, преподаватели подозревают, что у ребенка в семье есть какие-то проблемы. Старайтесь работать с преподавателями в команде, избегая открытой конфронтации.

Причины школьной фобии у детей

Как успокоить ребенка?

Заботливая мама и уверенный сын

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

полезный рисунок

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Советы

Причины школьной фобии у детей

  • Заметив, что у Вашего малыша проявляются признаки боязни школы, необходимо сразу выяснить, что могло на это повлиять. Важно аккуратно, ненавязчиво с ним побеседовать, узнать, что именно пугает.
  • В данный период недопустимо повышать голос на сына или дочку, оказывать давление, вынуждать заниматься из-под палки. Подобные действия еще больше усугубят развивающуюся ситуацию, ведь без того угнетенное состояние подкрепится негативными эмоциями.
  • Ваша задача наладить общение с отпрыском. Ребенок должен доверять родителям все свои проблемы. Необходимо больше времени проводить с малышом, отдыхать.
  • Объясните отпрыску, почему все дети должны посещать школьное заведение. Отметьте, что хотели бы, чтоб Ваш ребенок был умным, и Вы могли бы им гордиться. Расскажите сыну или дочери, что в стенах школы его ждет множество детей, с которыми он мог бы подружиться.
  • Поведайте ребенку, как Вам нравилось учиться, какие хорошие вещи с Вами случались в школьные годы. Не стоит убеждать малыша в том, что в школе его ждет сплошной позитив. Ребенок должен быть готов к возможным трудностям.
  • В начальной школе желательно, чтоб мама провожала и встречала своего малыша, особенно это касается первого года обучения. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным, быть в безопасности.
  • Проблемы могут возникать у неподготовленных детей. Вот почему так важно ходить в садик и дома заниматься с ребенком, готовя его к разным школьным наукам.
  • Нередко первым толчком для развития фобии являются плохие отметки. У ребенка буквально занижается самооценка. Задача родителей правильно реагировать на двойки отпрыска. Своими действиями Вы должны мотивировать малыша, а не настраивать против школьных дисциплин.

Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.

Почему развивается это состояние

Проблемы с нервной системой появляются далеко не сразу. Они развиваются на фоне затяжного стресса. Ребенок, который пять-шесть дней в неделю находится в месте, которое является причиной его панического страха, страдает от перегрузок.

Причины школьной фобии у детей

Нарушение развивается постепенно и незаметно

Высокая умственная нагрузка в школе тоже будет способствовать развитию невроза. В таком случае ребенок дополнительно начинает переживать из-за снижения оценок.

Обратите внимание! Нередко ученик оказывается в замкнутом круге: он испытывает паническое чувство страха, которое вызывает у него проблемы со здоровьем, но у него нет возможности самостоятельно справиться с проблемой.

Для того чтобы избавиться от сколинофобии, ребенку потребуется помощь психиатра и психолога. Врач назначит медикаментозное лечение, которое позволит снять тревожность и другие соматические проявления.

Психолог поможет определить причину нарушения. После этого специалист покажет, как справиться с проблемой. Подобная терапия занимает длительное время. С детьми младшего школьного возраста часто используют возможности арт-терапии и проективные методики.

Важно! Через творчество часто видны скрытые эмоции и подавленные проблемы.

Без грамотной коррекции и лечения фобия будет только усиливаться и ярче проявляться. В дальнейшем это приведет к серьезным проблемам со здоровьем.

Психология, которая дает результаты

В наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.

Получить действенные советы, реально помогающие избежать страха перед школой, а также подробнее узнать об остальных векторах и свойствах можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор Анна Рыжкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Последствия патологии

Не все родители могут назвать боязнь школы чем-то серьезным. Кто-то считает это всего лишь капризами и ленью. На самом деле любое нарушение в психологической сфере приводит к соматическим проблемам.

Причины школьной фобии у детей

Ребенок будет становиться все нервознее, раздражительнее и истеричнее

Со временем у школьника разовьется депрессия, которая будет проявляться неспособностью выразить эмоции и чувства. Апатия и нежелание что-то менять могут стать основой для суицидальных мыслей.

Некоторые кожные проблемы, например, псориаз, развиваются на фоне проблем с нервной системой. Такие патологии тяжело и долго лечатся.

Еще одно последствие сколинофобии – это неприязнь к процессу обучения. В современном мире людям приходится активно учиться новому и осваивать разные профессии. При паническом страхе ребенку будет тяжело это делать.

Поэтому сколинофобию нужно своевременно выявлять и лечить у специалистов. Чем раньше проблема будет обнаружена у ребенка, тем проще от нее избавиться. Школьный психолог может помочь с диагностикой и коррекцией.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Только так они могут быстро узнавать о каких-то неприятностях. Им не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребенку, так как это только ухудшит его состояние.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

боязнь учителей

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

поддержка ребенка

Страхи бываю разные по происхождению:

  • Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  • Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  • В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  • Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии. Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии. Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Лечение

Причины школьной фобии у детей

  • Важно наличие психотерапии, а именно ее игровой формы. Важно, чтоб в процесс исцеления от страха включался психолог со школы, в которой учится ребенок. Этот специалист сможет наглядно оценить состояние ученика непосредственно в школьных стенах, и разберется в причинах, спровоцировавших страх. Школьный психолог научит, как реадаптироваться в школе.
  • Хорошо себя зарекомендовали групповые занятия, обучающие коммуникативным навыкам и конфликтному взаимодействию с другими детьми.
  • Если причина фобии кроется в буллинге или моббинге, то обязательно должна проводиться работа психолога со школьным коллективом.
  • Арт – терапия. Возможность при помощи искусства, выражения своих чувств в нем, избавиться от фобии. Тут и хореография, и рисование, и вокал, и занятия музыкой, и многое другое. Часто специалист останавливает внимание ребенка на рисовании, просит изобразить свой страх.
  • Когнитивно – поведенческая терапия. Задача психолога заменить негативные мысли позитивными. Специалист будет задавать специальные вопросы, необходимые для выяснения степени фобии. Важно, чтоб малыш сам желал излечиться от страх, был заинтересован в выздоровлении. Такой тип терапии включает в себя две части: индивидуальные сеансы (между школьником и специалистом) и домашние задания (познакомиться со сверстниками, самостоятельно сделать школьные упражнения, поучаствовать в классном мероприятии).
  • Решая вопрос с применением медикаментов, необходимо учитывать два важных момента. Первый – возраст больных указывает на необходимость подбора безопасного медикамента. Второй – средства такой категории влияют на состояние ЦНС, которая еще находится на стадии развития, поэтому не исключен риск возникновения последствий. Именно поэтому прием медикаментов допустим в очень тяжелых и запущенных случаях, когда малыш совершенно неспособен себя контролировать. Когда имеет место легкий случай, то хватает терапии с психологом и лечения социализацией.

Важно, чтоб родители понимали, что самопроизвольный прием медикаментов недопустим. Процесс лечения должен быть под строгим наблюдением специалиста, а лекарства, если они необходимы, должны выписываться в индивидуальном порядке, с учетом особенностей ребенка и запущенности его состояния.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий