Княжна Мэри

Глава «Княжна Мери» Лермонтова входит во вторую часть цикла «Герой нашего времени», написанного в 1840 году. История, описанная в повести, представлена в виде дневника главного героя – скандального сердцееда, офицера Печорина.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Григорий Александрович Печорин – русский офицер, умный, пресыщенный жизнью, скучающий молодой человек.

Княжна Мери – красивая, прекрасно образованная девушка.

Вера – молодая женщина, в которую ранее был влюблен Печорин.

Грушницкий – юнкер, красивый, стройный, самовлюбленный молодой человек.

История создания

Михаил Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год. В 1840 году текст был впервые опубликован целиком в двух книгах петербургским издательством Ильи Глазунова. Жанр романа определяется как лирико-психологический. Отдельные части романа выходили в печать в разное время в литературном журнале «Отечественные записки». «Княжна Мери» впервые увидела свет в первом издании романа.

Поэт Михаил ЛермонтовПоэт Михаил Лермонтов

Роман складывается из двух частей и пяти глав, расположенных с нарушением хронологического порядка. Первым делом читатель видит главного героя Григория Печорина глазами другого персонажа — Максима Максимыча. И только в последующих частях у читателя появляется возможность познакомиться с внутренним миром героя через дневник Печорина. Повесть о княжне Мери входит во вторую часть романа и раскрывается читателю в журнале Печорина, состоящем из дневниковых записей героя.

Основные персонажи

В рассказе «Княжна Мери» представлены 4 главных героя:

  • Григорий Печорин – скучающий офицер;
  • Княжна Мэри – симпатичная, умная и хорошо воспитанная девушка, дочь княгини;
  • Вера – красивая и молодая женщина, которая раньше любила Печорина;
  • Грушницкий – красивый и самовлюбленный человек. Его противостояние с главным героем приводит к неожиданным последствиям.

Второстепенные герои:

  • Княгиня Лиговская – богатая и знатная женщина, мать Мери;
  • Вернер – доктор и хороший друг главного героя.

Цитаты

«Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам».

Княжна МериКняжна Мери

«Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его».

«Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная».

Многие из афоризмов, взятых из романа «Герой нашего времени», до сих пор легко узнаются:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается».

«О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!»

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

Экранизации

Карина Шмаринова в роли княжны МериКарина Шмаринова в роли княжны Мери

В 1955 году вышел советский фильм «Княжна Мери», где главную роль исполнила актриса Карина Шмаринова. Фильм снят на московской киностудии имени Максима Горького. Режиссером и автором сценария стал Исидор Анненский.

В 1975 году режиссер Анатолий Эфрос снял ленту «Страницы журнала Печорина» по роману «Герой нашего времени». Роль княжны Мери в этой экранизации сыграла актриса Ирина Печерникова.

Евгения Лоза в образе княжны МериЕвгения Лоза в образе княжны Мери

В 2006 году вышел шестисерийный мини-сериал режиссера Александра Котта, который экранизировал не только «Княжну Мери», а весь роман целиком. Роль Мери исполнила актриса Евгения Лоза.

Пересказ в тезисах

  • Григорий Печорин прибывает в Пятигорск и снимает жилье. В городе он наткнулся на Грушницкого. От знакомого герой узнает, что самые интересные люди здесь – это мать и дочь Лиговские. Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»Печорин впервые увидел княгиню вместе с дочерью (кадр из фильма)
  • Доктор Вернер рассказывает Григорию, что к Лиговским приехала одна блондинка. Та гостья – это женщина по имени Вера, с которой у Григория давно была любовная связь. Между молодыми людьми вспыхивают чувства. Печорин обещает уделять внимание Мери для отвода подозрения от Веры. Главный герой понимает, что Грушницкий уже наскучил княжне. Юнкер сообщает, что стал офицером. Вера ревнует Григория и просит, чтобы тот поехал за ней в Кисловодск.
  • На балу Грушницкий пытается завоевать Мери своей формой. В борьбу за княжну включился Печорин.
  • Вера уезжает. Вернер рассказывает Григорию о слухах касательно его женитьбы на княжне, распространенных Грушницким. Григорий едет в Кисловодск.
  • Он ежедневно видится с Верой. Сюда приезжает и банда Грушницкого. Позже в Кисловодск приезжают и Лиговские. Вечером княжна признается Григорию в чувствах. Он, после ночи с Верой, чудом сбежал из засады Грушницкого. Последний обвиняет Печорина в соблазнении Мери. Григорий назначает обидчику дуэль. Друзья Грушницкого дают Печорину разряженное оружие, но тот раскусил их замысел и застрелил оппонента.
  • Дома офицер находит прощальное письмо от Веры. Его попытки догнать любимую женщину не увенчались успехом. Он поехал к княжне и заявил, что не любил ее.
  • Григория в наказание отправляют в крепость Н. Там он убеждается, что тихая жизнь ему не подойдет.

Краткое содержание

Рассказ «Княжна Мери» разделен на хронологические главы. События начинаются с 11 мая и длятся немногим больше месяца.

11 мая
Григорий Печорин приезжает в Пятигорск и арендует жилье. Он идет осмотреть курортный городок и неожиданно натыкается на своего знакомого – юнкера Грушницкого, которого отправили сюда после ранения. Он рассказывает Григорию о семье княгини Лиговской. Печорин смекает, что юнкер влюблен в молодую княжну.

13 мая
К Григорию домой приходит доктор Вернер, с которым тот познакомился в гостях. Он рассказывает о событиях в доме Лиговских. О юнкере спрашивала княжна, а сам Печорин заинтересовал сорокапятилетнюю княгиню. Также Вернер рассказал, что у княгини гостит некая блондинка с заметной родинкой, расположенной на щеке. Под это описание попадала Вера, давняя возлюбленная Печорина.

16 мая
Проходя около грота, Григорий встречает ту самую даму. Ей действительно оказалась его бывшая возлюбленная Вера. Девушка поведала офицеру о своем замужестве с богатым дворянином ради счастья сына. Печорин пообещал перевести внимание на княжну, чтобы посторонние не подумали о его романе с Верой.

Офицер седлает коня и уезжает развеяться, но неожиданно натыкается на Грушницкого и Мери. Позже юнкер сообщил Григорию, что у княжны сложилось плохое впечатление об офицере. На это Печорин ответил, что может хоть завтра приударить за ней.

21 мая
Печорин продолжает искать подходящий момент для сближения с семьей княгини. Он узнает о предстоящем бале и намеревается танцевать с Мери.

22 мая
На балу Григорий вальсировал с Мери. Мужчина извинился перед ней за своё поведение, но девушка ответила, что вряд ли это может загладить вину. Однако вскоре к Мери стал приставать один из офицеров, и Печорин решил воспользоваться удачным моментом. Он поставил наглеца на место и защитил девушку. Молодые люди долго общались, и Григорий постоянно намекал Мери на свою симпатиюь к ней. Он рассказал, что Грушницкий ходит в юнкерах не из-за разжалования, а потому, что не заслуживает почетного звания.

23 мая
Главного героя позвали в усадьбу Лиговских. В гостиную спустилась и Вера. Печорин старался вызвать симпатию хозяйки, рассказывая той анекдоты. Затем все ушли слушать пение Мери под фортепиано. Григорий отвел Веру в сторону. Она объяснила ему, что больна, но мысли ее только о нем. Княжна заметила отсутствие интереса к ее пению у гостя и демонстративно ушла к Грушницкому.

Покинув особняк, Грушницкий спросил у Григория, как тот оценивает его шансы добиться расположения Мери. На это офицер лишь пожимает плечами.

29 мая
Печорин, которому не занимать опыта в завоевании девушек, продолжает придерживаться своего плана. Постепенно он замечает, что юнкер становится неинтересен княжне.

3 июня
Долгое время Григорий думает, для чего он добивается расположения Мери. Его раздумья прервала весть Грушницкого о получении офицерского чина. Рассказчик пытается объяснить, что новый мундир не поможет ему завоевать внимание княжны, но до Грушницкого эти слова не доходят.

Тем же вечером все пошли на прогулку, Печорин снова был близок к Мери. Он объяснил ей причину своей злобы, и его рассказ растрогал княжну. Мужчина знал, что, вызвав жалость, он с легкостью влюбит в себя княжну.

4 июня
Вера все сильнее ревнует Печорина к Мери. Она просит его поехать с ней в Кисловодск и арендовать там жилье. Офицер дает свое согласие. Тем более, что позже в этот городок должно было приехать семейство Лиговских. Грушницкий рассказывает Печорину, что на завтрашнем балу хочет пригласить княжну на танец. Григорий попытался ему объяснить, что новый мундир ему не поможет, но эти слова и в этот раз не были услышаны.

5 июня
Грушницкий собирался сразить княжну на балу своим красивым мундиром. Однако юноша быстро наскучил Мери. Это заметил и Печорин, приехавший позже.

За весь вечер Григорию не удалось заговорить с княжной, но напоследок он поцеловал ее руку. Вернувшись на бал, он заметил, что некоторые офицеры плетут козни против него самого.

6 июня
Вера уехала вместе с мужем. Во время прощания с ней Григорий заметил некий упрек в ее глазах. Княжна не показывается на людях, ссылаясь на плохое самочувствие. В этот момент Печорин чувствует, что ему не хватает общения с Мери, однако понимает, что это не влюбленность. В это время Грушницкий вместе со своей шайкой был замечен в городе.

7 июня
Вернер рассказывает Печорину, что в городе появились слухи о его помолвке с княжной. Рассказчик сразу же понимает, что к этому приложил руку обиженный Грушницкий. Печорин решает уехать к Вере.

10 июня
Три дня назад главный герой приехал в Кисловодск, где часто видится с Верой. Он отмечает, что в городе показалась шайка Грушницкого, которая постоянно вступает в конфликты с местными жителями.

11 июня
Наконец, приехали и Лиговские. Григорий в очередной раз задумался о том, есть ли у него чувства к княжне. Он также замечает, что Мери стала вести себя с ним по-особенному обходительно и благосклонно. Главный герой понимает, что своей основной цели – извести Веру от ревности – он достиг. А уж на этой почве она бы согласилась на любое предложение Григория.

12 июня
Этот вечер был особенно богат на события. Все, включая Печорина и Лиговских, решили отправиться в горы встречать закат. Все это время Григорий находился рядом с княжной. Ему даже выпал случай поцеловать ее в щеку. Немного позже девушка сообщает Печорину, что любит его. Однако офицер отреагировал абсолютно равнодушно.

Осознание того, что княжне не удастся сегодня уснуть, доставляло ему особое удовлетворение.

На утро офицер сознается княжне, что не влюблен в нее.

14 июня
Печорин рассказывает, почему он негативно относится к браку. Много лет назад гадалка сказала его матери, что Григорий умрет от рук своей жены. Еще ребенком он стал отрицать всякую идею о женитьбе. Поэтому любая женщина, желавшая выйти за него, переставала быть для него ценной.

15 июня
Муж Веры уехал в Пятигорск. В этот же день в Кисловодске появился фокусник, и девушка решила организовать свидание с Григорием. Она купила билеты на выступление для всей прислуги и осталась с Печориным почти наедине. Встреча началась со слов ревности, однако офицер сумел убедить Веру, что ни о какой свадьбе с княжной нет и речи. Уходить со свидания ему пришлось через окно, и на выходе к балкону он заметил опечаленную Мери в соседней комнате, пытавшуюся сосредоточиться на чтении.

Как только Григорий выпрыгнул из окна, на него набросился Грушницкий вместе с соратником, но Печорин отбился и сбежал. Грушницкий пустил слух, якобы в Кисловодске орудует грабитель-черкес.

16 июня
Муж Веры вернулся в город и пригласил Григория на завтрак. Он беспокоился о том, что его жена ночью подверглась опасности. Неожиданно в ресторацию вошла компания Грушницкого. Офицеры уселись за столик и стали говорить, что никакого грабителя не было, а вечером в покоях княжны был ее любовник. После этих слов Грушницкий показал пальцем на Григория. Печорина это возмутило, и он сразу же вызывает обидчика на дуэль.

Офицер рассказал Вернеру о своих отношениях и о заговоре против него. Доктор соглашается помочь своему другу.

Противники договорились стреляться у обрыва, чтобы падение одного из них выглядело, как несчастный случай. Сначала выстрел произвел Грушницкий, чем ранил оппонента в ногу. Настала очередь Печорина, однако тот, узнав, что его оружие не заряжено, просит исправить ситуацию. Григорий выстреливает и убивает бывшего товарища по оружию.

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»Секундант, Грушницкий и Печорин готовятся к дуэли

По возвращении домой офицер узнал, что муж увез Веру из города. Григорий пытался нагнать ее, но уже было поздно. Он осознал, что упустил ту, которую действительно любил.

Княжна увядала с каждой минутой, осознавая свою ненужность Печорину. Мать Мери упрашивала офицера жениться на ее дочери, но мужчина был непреклонен. Он сознался девушке, что не испытывает к ней чувств. Эти слова давались ему с большим трудом, но были необходимы, чтобы Мери его возненавидела.

Последняя глава заканчивается тем, что власти, узнав о дуэли, отослали офицера в крепость Н. Там Григорий часто размышляет о том, правильно ли он поступил, каждый раз убеждаясь, что мирная жизнь ему бы не подошла.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вася Калугин

    10/10

  • Артём Земсков

    10/10

  • Елена Пономарева

    9/10

  • Артур Малюта

    7/10

  • Максим Кучеров

    9/10

  • Ирина Байрамбаева

    8/10

  • Руслан Абулашев

    7/10

  • Элиза Андреева

    10/10

  • Никита Домин

    7/10

  • Вероника Ивуль

    9/10

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 2924.

Краткая характеристика кн. Мери

Мери из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской.

Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы. Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.

Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным. Также Мери чудесно играла на фортепиано.

Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом, мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве. Мери была еще совсем «зеленая» в любовных делах.

Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.

Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает проблему, что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей.

Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы. В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.

Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.

Образ и характеристика Мэри

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь. Или случилась бы, но с гораздо менее печальными для неё последствиями.

Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели». Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен.

После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину. Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»

Внешность

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…»

Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий.

Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Интересы

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Черты характера

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.

Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе.

«В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери.

Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?»

Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться. Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает.

Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий