Кем были богатыри из древнерусских былин на самом деле?

Ни один из прототипов Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича не мог называть себя «украинцем» даже теоретически, поскольку действовали богатыри в тот период, когда деление одного народа на три ветви ещё не произошло.

Место рождения. Так кем были богатыри из древнерусских былин на самом деле?

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Илья Муромец в центре. © / репродукция

Три богатыря на дальних берегах онлайн

Три богатыря — это собирательное название героев из русских былин.

Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

У каждого богатыря было по одной жене и коню… xD

В общем, жён звали Алёнушка, Настасья Филипповна и Любава.

Ну, а у коней были имена — Юлий, Бурушка и Вася.

Ну, а что было на самом деле?!!

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания – это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом.

Основа древнерусских сказаний – это, как правило, богатыри.

Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.

Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие.

К старшим богатырям принято причислять

Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.

Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят

известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Русские богатыри аудиокниги — 32 БЫЛИНЫ

Святогор и тяга земная Едет богатырь выше леса стоячего

Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор.

  • Рязанский княжич

    добрыня 1

    Георгий Юдин. Поход Добрыни Никитича против змея лютого. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

    добрыня 1

    Андрей Рябушкин Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

    добрыня 1

    Георгий Юдин. Добрыня Никитич и татарский богатырь-боец. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

    Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:

    • Русские герои в зарубежной литературе
    • Что значат славянские имена
    • 7 свадеб из русской классики

    «Он прекрасный певец и играет на гуслях. Он играет в шахматы так, что уверенно обыгрывает татарского хана, непобедимого знатока этой игры. В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит и знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».

    Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

    Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

    Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

    В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

    Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.

В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.

Календарь. 22-28 мая (1-7 купальня) Тамбов и тамбвичи

Микула Селянинович,

несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является

Вольга Святославич / Волх Всеславьевич.

Вольга

Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы,с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

  • «Исправление» богатыря в «Википедии»

    Министерство обороны Украины провело блистательную спецоперацию по борьбе с «российской угрозой». Прошла она не в Донбассе и не на границе с Крымом, а в … «Википедии».

    Как сообщают украинские «Вести», представители Министерства обороны Украины в статье интернет-энциклопедии, посвящённой Илье Муромцу, исправили место его рождения.

    Вместо деревни Карачарово, что под Муромом во Владимирской области, украинские военные указали город Моровск под Черниговом, который в древности назывался Муромском.

    Иначе как маразмом всё происходящее назвать нельзя. Хотя бы потому, что вне зависимости от того, родился ли Илья Муромец под Черниговом или же под Муромом, он, как и его товарищи по оружию, вне всяких сомнений, был русским или, если хотите, русичем.

    Ни один из прототипов Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича не мог называть себя «украинцем» даже теоретически, поскольку действовали богатыри в тот период, когда деление одного древнерусского народа на три ветви, которые ныне именуются русскими, украинцами и белорусами, ещё не произошло.

    Когда говорят о богатырях, не зря упоминают, что они «былинные» — за столетия устных сказаний их биография многократно дополнялась новыми приключениями. Так что обнаружить, с чего всё началось, довольно сложно.

    Существует очень много версий о том, кто именно был прототипом богатырей, но мы сейчас поговорим лишь о тех, которые представляются самыми убедительными, и к которым склоняется большинство историков.

    А. П. Рябушкин. Илья Муромец

    А. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

    Алёша Попович — Александр Попович, ростовский боярин, соратник Добрыни Золотого Пояса

    В летописях начала XIII века фигурирует Александр Попович. «Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу…», — гласит исторический документ.

    Согласно дошедшим до нас сведениям, уроженец Ростова Олеша или Александр Попович был знатным боярином и одновременно одним из сильнейших воинов на своей родине. Он состоял на службе князя Всеволода Большое Гнездо, потомки которого правили Россией вплоть до угасания династии Рюриковичей.

    Александр Попович служил сыну Всеволода,Константину Всеволодовичу, и был втянут в его противостояние с братом, Юрием Всеволодовичем. После смерти Константина в 1218 году боярин опасался проблем и имел на то основания: он лично убил нескольких лучших воинов Юрия. Поэтому Александр Попович уехал в Киев, где поступил на службу к князю Мстиславу Старому.

    И здесь его судьба неожиданно пересекается с ещё одним претендентом на роль прототипа Добрыни Никитича: уроженцем Рязани Добрыней Золотым Поясом. Прозвище этот воин получил от профессии отца, занимавшегося торговлей с иностранцами. Именитых купцов в этот период называли «золотыми поясами».

    Добрыня рано овладел военным искусством и поступил на службу к ростовскому князю Константину Всеволодовичу, став однополчанином Александра Поповича.

    После смерти князя он оказался среди тех, кто отправился на службу в Киев.

    Летописи утверждают, что рязанский Добрыня и Александр Попович участвовали в первой битве русских с татаро-монголами, которая произошла на реке Калке в мае 1223 года.

    В числе погибших при Калке было не менее девяти князей, включая Мстислава Старого. Там же полегли многие русские воины, в том числе Александр Попович и Добрыня Золотой Пояс.

    Погибли, даже не догадываясь, что 800 лет спустя потомки будут старательно переписывать их биографию в угоду текущему политическому моменту.

    Илья Муромец — Илья Чоботок, святой Илия Печерский

    В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи инока Илии Печерского, причисленного к лику святых в XVII веке. Это человек жил в XII веке и в своей светской жизни носил имя Илья Чоботок. Прозвище своё он получил за то, что, обладая необычайной силой, однажды отбился от врагов чоботом, то есть сапогом.

    Илья Чоботок был уроженцем владимирского села Карачарово, где не только сохранились предания о нём, но и до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками: семейство Гущиных. Оно славится необычайной силой: по легенде, мужчинам этого рода вплоть до XIX века запрещалось участвовать в такой популярной на Руси забаве, как кулачные бои.

    Илья Чоботок поступил на службу в дружину киевского князя и среди дружинников занимал высокое положение.

    Мощи Ильи Печерского

    Экспертиза останков в Киево-Печерской лавре, проводившаяся в советские времена, показала, что Илия Печерский был физически сильным мужчиной высокого роста, имевшим следы многочисленных ранений. Это характерно для воина. Кроме того, были обнаружены следы, указывающие на заболевание позвоночника. Как мы помним, былина говорит, что Илья до 33 лет не мог ходить.

    Считается, что, скорее всего, Чоботок стал иноком, после того как очередное полученное ранение сделало его непригодным для дальнейшей службы.

    При этом весьма вероятно, что инок Илия Печерский погиб в бою. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич вместе с половцами захватил Киев и разорил лавру. Опытный воин, пусть и после тяжелого ранения, инок Илия не мог не встать на пути захватчиков.

    Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

    Андрей Рябушкин. Добрыня Никитич. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Репродукция

    Добрыня Никитич — Добрыня, воевода князя Владимира Красное Солнышко

    В былинах Добрыня Никитич чаще всего фигурирует как богатырь на службе князя Владимира, причём чрезвычайно приближенный к нему. Поэтому наиболее вероятным прототипом следует считать воеводу князя Владимира Добрыню, который приходился крестителю Руси родным дядей, был братом его матери Малуши.

    Точное место рождения его неизвестно. Некоторые исследователи указывают на окрестности современного Владимира-Волынского. Известно, что Добрыня был влиятельным человеком ещё во времена правления отца Владимира, князя Святослава, и именно поэтому оказался наставником молодого Владимира, отправленного отцом на княжение в Новгород.

    Добрыня был очень активен в период, когда Владимир вёл борьбу за право стать киевским князем. Летопись утверждает, что именно он сподвиг князя на жёсткие действия против Полоцка, включая изнасилование невесты князя Ярополка Рогнеды. В захвате женщин силой в ту пору не было ничего экстраординарного, однако Добрыня, раздражённый намёками Рогнеды и её окружения на «рабский» статус его сестры Малуши, убедил Владимира действовать, как сейчас говорят, с особым цинизмом.

    После того как Владимир стал киевским князем, Добрыня был поставлен наместником в Новгороде, и, судя по всему, оставался им до самой смерти. Наместником в Новгороде был и сын Добрыни, Константин Добрынич. Будучи сподвижником Ярослава Мудрого, Константин Добрынич попал в опалу, затем переведён в Муром, где и погиб в 1022 году.

    А. П. Рябушкин. Алёша Попович Былинный богатырь

    А. П. Рябушкин. Алёша Попович. Былинный богатырь. Репродукция

    — это Илья Муромец.

    Кем были богатыри из древнерусских былин на самом деле?

    Реконструкция облика св. Ильи Муромца

    Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы.

    Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется. Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний.

    Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником.

    К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели придти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса. В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.

    ***

    Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

    У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

    «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

    То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

    Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР.

    Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

    По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

    По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Причислен в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

    Память по церковному календарю —

    19 декабря

    (1 января)

    Теория тождества былинного богатыря с иноком Чобитько из Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

    Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

    Киевско - Печерская Лавра ...- часть -2

    его гробница в Печерской Лавре

    Первое упоминание о мощах Ильи Муромца, которого в Западной Европе называли Илья Русский, было отмечено в послании от 1594 года в «Путевых записках» Эриха Ласотты Посетив древний Киев римский посланник описал две богатырские могилы –первая находилась в приделе Софийского собора, рядом с приделом где были за-хоронены князь Святослав Мудрый и святая равноапостольная княгиня Ольга, а вторая в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры (где собственно и сохранились святые мощи) Описывая богатырскую могилу в Софийском соборе Ласотта сообщает, « гробница ныне разрушена, но в том же приделе сохранилась гробница его товарища» (очевидно Добрыни Никитича авт.). В пещере Киево-Печерской лавры римский посланник видел мощи другого богатыря по прзвищу «Чоботок». Существуют другие свидетельства, где имя «Чоботок» называется как народное прозвище Ильи Муромца. Таково описание Киево-Печерского монастыря и 64 его чудес в книге Афанасия Кальнофойского, изданной в 1638 году. Афанасий называет великана Чоботка Ильёй Муромцем и даже сообщает дату его кончины ( прим.1188 г.)

    Получается что действительно, существовал Илья Муромец I, живший при Вла-димире I (святом) и Илья Муромец II живший при ВладимиреII (Мономахе). Гробница первого Ильи была разрушена в 1240 году, при взятии татаро-монголами Киева, вторая же гробница, находившаяся в Антоньевой пещере сохранилась.

    Легендарный образ Ильи Муромца оказался настолько привлекателен, что Илья известен и в германских эпических поэмах, в польских хрониках. Русские же былины о нем сохранились и записаны на российском севере и в казачьих станицах на Дону. В наше время, краеведы различных городов(по принципу – каждый кулик своё болото хвалит), приписывают первородство Ильи своему краю. Вот наиболее «оголтелые» из них – «Муромец – это Murumets – « травяной лес» в переводе с эстонского. В Таллине всегда знали, что знаменитый русский богатырь на самом деле эстонец» или что Илья Муромец родом из Моравии, где в средние века было славянское княжество (государство Само).

    Алексей Рудевич

    Здесь написано очень подробно —

    Н.В. Филин. Об историческом прототипе Ильи Муромца

    ***

    В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь,

    которого звали Добрыней Никитичем.

    Исторические прототипы русских богатырей MikaNewton.IN.UA

    Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.

    Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

    В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

    Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

    ***

    Прототипом Добрыни Никитича часто называют летописным Добрыней, дядей реального Святого Владимира по матери.

    Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича.

    Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

    Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

    Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

    Но есть и другой тезка, герой XII—XIII вв. , описанный в Сокращенном летописном своде 1493 г:

    «В лето 6725 (1217). Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (Всеволодовичем) Ростовским на реке на Где, и помог Бог князю Константину Всеволодовичу, брату старшему, и правда его пришла (победила) . А были с ним два храбра (богатыря) : Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом» .

    В былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче богатыри сражаются со Змеями. Следует сказать, что чудища русских былин отличаются от западноевропейских драконов тем, что всегда нападают сверху и никогда не появляются из леса или из воды.

    Есть версия, согласно которой под Змеями имеются в виду половецкие племена, пришедшие в Северное Причерноморье в 1055 г.

    Название племени «Каи», стоявшего во главе союза кипчаков (так называли в Средней Азии половцев) , в переводе на русский язык означает «змея». Относящаяся к половцам поговорка «у змеи семь голов» (по числу основных племен) была широко известна в степи, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.

    В летописи после победы над половцами в 1103 г. говорится, что Владимир Мономах «скрути главы змеевыя», а половецкий хан Тугоркан под именем Тугарин Змеевич вошел в былины.

    Имя другого половецкого хана — Боняка (современника Тугоркана) , приводившего в ужас население Византии, Болгарии, Венгрии и Киевской Руси, сохранили западноукраинские песни и сказания в сюжете о голове Буняки Шелудивого, которая, отрубленная, катается по земле, уничтожая все на своем пути.

    Хан восточного объединения половцев Шарукан в былинах зовется Кудреванко-царем или Шарк-великаном.

    В дальнейшем в былинах появляются татарские ханы Батый и Калин-царь (возможно, Менгу-Каан) .
    Можно, конечно, указать, что позднее богатыри звались Добрынями в честь первого прототипа, но тогда придется разъяснять, почему не отразились в былинах «подвиги» реального боярина X в.

    ***

    Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова.

    Диво Cказки народов мира и лучшие мультфильмы

    http://content.foto.mail.ru/mail/tescha81/_answers/i-849.jpg

    В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

    Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

    Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

    ***

    Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи.

    Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

    Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

    Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

    По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

    Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарин змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
    Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

    Здесь очень много —


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий