Время использования гаджетов для детей

Время использования гаджетов для детей

Автор – Хизер Марко

Сколько времени в день ребенок может проводить у экранов гаджетов? Это, пожалуй, одна из самых дискуссионных тем, она же чаще всего волнует современных родителей. Врачи-педиатры и ученые в один голос говорят, что переизбыток времени, проведенного у экрана, плохо влияет на развитие детского мозга. Но во многих семьях отказ от гаджетов (так называемый «скрин-фри» подход) не только невозможен, но и нежелателен. В конце концов, мы живем в цифровую эпоху, и наши дети должны быть технически и информационно подкованными.

Мэтью Джонсон, директор некоммерческой организации MediaSmarts, которая занимается обучением медиаграмотности, считает, что здравый смысл в этом вопросе — это не только и не столько подсчет «правильного» количества минут экранного времени в день. К тому же, по его словам, подход родителей должен варьироваться в зависимости от возраста ребенка.

(деление по возрастам соответствует американской системе образования – Прим.ред.)

Дети от 2-лет

Почему детям так нравится «сидеть в гаджетах»? Дело в том, что в это время их мозг получает легкий допамин, поэтому время со смартфонами так захватывает. Именно поэтому у ребенка отпадает желание выходить на улицу за допамином (играть, общаться, узнавать что-то новое), ведь он может получить его дома, сидя на диване.

Канадское педиатрическое общество (CPS) рекомендует ограничивать время, проведенное ребенком в возрасте от 2-5 лет со смартфоном одним часом в день. Но это не означает, что ребенок взял гаджет и все 60 минут не выпускает его из рук. Необходимо разбить это время на весь день. Посмотрел одну серию любимого мультфильма, а потом отдых от гаджета. Кстати, можно играть в интересную игру под названием «Далеко гляжу». Поставьте на окне точку и попросите ребенка посмотреть вдаль, рассказать, что он видит, а потом перевести взгляд на точку на окне. Такое упражнение достаточно сделать 5-7 раз.

ребенок и смартфон

Когда и сколько

Ребёнок уже в самом раннем возрасте начнёт тянуть ручки к телефону или планшету. Спору нет, эта «игрушка» поможет его успокоить или занять. Однако у нейропсихологов есть важные рекомендации, которых родителям важно придерживаться при принятии решения «пора» или «ещё не пора».

До трёх лет

Самым важным является возраст до трёх лет, когда гаджеты должны быть минимизированы настолько, насколько это возможно. Во-первых, в такое время звуки человеческой речи должны исходить только от живых людей. Это крайне важно для первого речевого этапа, на котором ребёнок должен отделить звуки речи из общего звукового фона и отделить их от неречевых. Если помимо мамы и папы человеческим голосом говорят ещё и планшеты, телевизоры, игрушки и даже горшки, задача усложняется.

Во-вторых, это важнейший период сенсорного и сенсомоторного развития, а также сенсорной интеграции. Если что-то выглядит как утка, оно должно крякать как утка, быть наощупь как утка и пахнуть уткой. А ещё иметь объём, потому что первые три года жизни важны для развития пространственных представлений. Плоское изображение не способствует правильному его развитию.

Дети, проводящие много время за гаджетами в возрасте двух-трёх лет, имеют худшие показатели развития в более позднем возрасте.

Закончившееся в 2019 году исследование канадских учёных показало, что дети, проводившие избыточное время за гаджетами в возрасте двух-трёх лет, имели худшие показатели развития в возрасте трёх и пяти лет. Сравнение было сделано со сверстниками, чьё взаимодействие с электронными устройствами было минимизировано.

От трёх лет и старше

С трёхлетками и старше в крайности впадать не стоит, запрещая скайп-встречи с бабушками. Однако использование смартфонов и планшетов должно быть строго лимитировано.

  • В 3-5 лет рекомендованное общее экранное время не должно превышать 20 минут в день (суммарно).
  • В 5-7 лет общее экранное время может составлять до 30 минут в день.
  • С 5 лет экранное время можно объединять и разрешать ребёнку вместо ежедневных 30 минут раз в неделю посмотреть мультфильм продолжительность до полутора часов.
  • В 7-11 лет общее экранное время может быть увеличено до 90 минут в день.
  • С 11 лет и старше общение с гаджетами может составлять до 2 часов в день.

Родительская задача — научить ребёнка саморегуляции в его отношениях с гаджетами.

Важно понимать, что следить за соблюдением экранного времени должны не родители. Если ребёнок имеет доступ к гаджетам ровно два часа в день, и контролируют это родители, то фактически он играет всё предоставленное ему время. Просто предоставили не очень много.

Родительская задача — научить ребёнка саморегуляции в его отношениях с гаджетами. Уже с пяти лет он должен самостоятельно (по заведённому таймеру или по окончании мультика) останавливать и выключать устройство. С 7-8 лет ребёнок может сам контролировать тайминг, а родители проверяют это один раз в неделю при помощи программы контроля экранного времени.

Дети и гаджеты: какие правила

По каким правилам

Контролируемое использование гаджетов предполагает, что в семье установлены определённые правила общения с электронными устройствами, которые соблюдаются всеми (это важно!) членами семьи. Помним, как говорил Альберт Швейцер: «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный».

Среди всех семей, которые обращались ко мне по поводу зависимости детей от гаджетов и связанных с этим трудностей в обучении, ни одна не следовала этому правилу. Использование планшетов и смартфонов в этих семьях никак не ограничивалось. Взрослые лишь пытались ввести ограничения во времени для ребёнка. На самом деле, не само взаимодействие, но бесконтрольность становится причиной проблем.

  • Не включать гаджеты за едой
  • Утром — не раньше окончания завтрака и утреннего моциона
  • С начала ужина и до сна — не использовать (свет экрана влияет на выработку мелатонина и качество сна)
  • Определять места без гаджетов (например, спальня или туалет)
  • Определять время без гаджетов (например, воскресенье или во время настольных игр)
  • Соблюдать правила этикета (например, вытащить наушник, если кто-то к тебе обращается, не смотреть в экран во время разговора и так далее)

О правилах нужно договориться всем членам семьи и повесить их на видное место.

Установленные в семье правила общения с электронными устройствами должны соблюдаться всеми членами семьи.

Что нельзя?

На самом деле вред, которого опасаются все без исключения родители, зависит не от типа устройства и наличия у него экрана. Это определяется тем контентом, который потребляет ребёнок, и режимом этого потребления.

Больше всего вреда и рисков несёт бесконтрольный серфинг с бесконечным переключением между вкладками/роликами/постами. Также отдельные виды этих роликов и игр, которые, как ни странно, могут быть маркированы 0+ и не отсекаться программами родительского контроля на ютубе и других платформах.

Ролики с распаковками игрушек и товаров. Они создают ощущение новизны и удовольствия, сравнимого с приобретением реального товара. Это приводит к эффекту привыкания.

Прохождение компьютерных игр. Аналогичным образом игровой азарт, не сопровождаемый реальными действиями, для которых были бы нужны концентрация внимания и скорость реакции, приводит к эффекту удовольствия без приложения усилий.

Очень короткие ролики и их просмотр подряд в большом количестве. Это тот самый режим работы мозга, который не способствует развитию способностей к концентрации и последовательного решения сложных задач.

Неестественный вид естественных вещей. Сюда относятся игры без сюжета, со слишком громкими звуками, сценами насилия и т.п.

Не соответствующий возрасту контент (когда дошкольник, например, смотрит фильмы вместе со старшим братом-подростком). У меня на приёме однажды был пятилетний ребенок с энурезом и заиканием. Оказалось, что в одной комнате со старшим братом он ежедневно мог смотреть, как тот играет в «Мортал Комбат» — игру, полную кровавых подробностей и насилия.

Свободный серфинг в интернете как минимум до 10-летнего возраста, а ещё лучше — до 12-летнего.

Дети и гаджеты: что нельзя

А что тогда можно?

Строить отношения ребёнка с гаджетом лучше всего исходя из того, что смартфон и планшет — это инструменты, а не средства развлечения. Взрослым надо знакомить детей с возможностями электронных устройств и обучать взаимодействию с ними, направлять его интересы и контролировать контент.

Уже четырёхлетки и пятилетки могут учиться пользоваться навигатором и идти до детской площадки (выберите ту, что подальше), глядя на карту. С шести-семи лет дети могут монтировать простые ролики, создавать видеопрезентации, снимать мультфильмы с помощью пластилина, лего-человечков или специальных человечков-стикботов.

На планшете можно изучать нашу планету, разглядывать звёздное небо с помощью специальных приложений, которые подписывают название созвездий. Исследовать растения с приложениями-определителями, играть в шахматы и изучать таблицу умножения.

С помощью гаджетов можно создавать исследовательское видео, снимая каждый день ролики о том, как распускаются листья или растут головастики в ближайшем пруду.

Можно устроить фотогербарий, фотографируя встреченные растения и раскладывая полученные фотографии по папкам.

Вообще до семилетнего возраста стоит взять за правило смотреть фильмы и мультики вместе с ребёнком. Если есть острая необходимость потратить его экранное время как своё свободное, можно дать заранее отобранный контент и не испытывать мук совести по этому поводу.

В 2018 году одно из самых крупных и авторитетных медицинских изданий «The Lancet» опубликовало интересное исследование. Оно установило, что если ребёнок в возрасте 8-11 лет хорошо спит и занимается спортом, то «общение» с гаджетами не более двух часов в день не вредит его развитию.

Дети и гаджеты: что можно

Признаки зависимости

Родители должны быть внимательны, чтобы выявить признаки зависимости от гаджетов и социальных сетей на ранних стадиях. Они очень похожи на признаки любой другой зависимости.

  • Ребёнок не может остановиться самостоятельно. Просто не выключает гаджет, пока его не отберут физически.
  • Планшет или смартфон мешают выполнять его социальные функции: например, делать уроки или выполнять родительские поручения. «Просидел весь день с телефоном, математику не сделал, посуду не помыл».
  • Вынужденное отсутствие устройства вызывает «ломку»: капризы, требования вернуть, неспособность без гаджета есть, заниматься и т.п.
  • Ребёнок теряет интерес ко всем другим занятиям, бросает кружки, не выходит гулять, отказывается от семейных активностей.

Проведенное в 2018 году исследование показало, что дети, проводящие слишком много времени перед экранами, имеют дефицит любознательности, демонстрируют недостаточный уровень самоконтроля, низкий уровень эмоциональной устойчивости. Также было отмечено, что зависимые подростки были в два раза более склонны к депрессии, чем их сверстники, проводящие в гаджетах ограниченное время.

Врачи бьют тревогу! Использование гаджета в раннем возрасте — от двух лет — приводит к отставанию в умственном развитии. Лайф выяснял, сколько времени ребёнок может проводить со смартфоном и можно ли побороть его чрезмерное увлечение гаджетами.

У ранних гаджетоманов (от двух и трёх лет) тормозится развитие мозга, они не справляются с эмоциями и даже не могут контролировать звук своего голоса. Впервые учёные доказали, что долгое использование гаджета приводит к отставанию ребёнка в умственном развитии. Даже детям старшего дошкольного возраста проводить перед экраном больше 20–30 минут в день категорически нельзя, утверждают врачи.

Стандартный вечерний диалог с ребёнком:

— Можно уже мне телефон?

— А ты уроки сделал?

— Мне он как раз для уроков и нужен, задание же в электронном дневнике…

И в этот момент родители теряются и, не зная, что ответить, вручают ребёнку гаджет, словно наркотик страдающему от ломки наркоману. Спрос рождает предложение, и теперь во всех школах Москвы и Подмосковья уже внедрили электронные новинки — дневники, доски, планшеты…

Фото: © Flick/Lucelia

Фото: © Flick/Lucelia

Компьютеры пагубно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие, подтверждают Лайфу эксперты. Специалист в области психодиагностики детей по проблемам умственного развития Жанна Сафиуллина рассказала, что при чрезмерном увлечении компьютерами в раннем возрасте часто происходит смешение реальностей, появляются страхи, которые мешают нормальному обучению. В практике психологов нередки случаи, когда дети-гаджетоманы вынуждены и вовсе уйти из школы.

0года

«Замена книжек, сказок, общения с родителями просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас невелик. У таких детей часто ярко выражены дефекты речи, они не видят артикуляции», – говорит Антон Лысенко.

Голубое мерцание экрана, яркие цвета на картинке возбуждают нервные центры, происходит выработка адреналина. При попытке забрать гаджет – крик и плач. Ребенок требует то, что дает ему эмоции. Так происходит привыкание.

Время использования гаджетов для детейЧто делать, если вы забрали у ребенка гаджет, и он кричит? Просто перетерпите, советует Антон Лысенко. Вряд ли он сможет скандалить дольше часа. Сработают механизмы торможения.

3лет

Рекомендованное время общения со смартфоном – до 30 минут в день. Первая проблема, с которой столкнется ребенок, который долго сидит в гаджетах в этом возрасте, – удержание статического объекта глазами: глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. Вторая проблема затрагивает глазные мышцы. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику их работы. Детям становится больно читать!

«Когда ребёнок поднимает глаза от гаджета, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, – рассказывает Антон Лысенко, – он испытывает сильный дискомфорт. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется».

Кроме того, ребёнок уже начинает утрачивать природную способность самостоятельно следить за происходящим. Для этого надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

7–10 лет

Время использования гаджетов для детейРекомендованное время для общения с гаджетом – 1 час в день. Главная задача этого возраста — учебная деятельность, поэтому, чтобы ребенок не зависал в гаджете целыми днями, пока родители на работе, его нужно нагружать домашними заданиями. Ребенок должен знать, что существует список: помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом, погулять с собакой. Только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет.

Не бойтесь, что в результате таких ограничений в глазах ребенка смартфон станет супервещью, лучше предложите ему другую супервещь – сноуборд или коньки. Следите за тем, чтобы ребенок был занят чем-то кроме школы и имел полезное хобби.

«Когда дети этого возраста слишком увлечены гаджетами, они перестают учиться и гулять, им необходим только компьютер или планшет, в котором они «потеряются», забыв о времени и пространстве, – говорит Антон Лысенко. – Такой ребенок страдает от неврозов, у него плохая память, рассеянное внимание и постоянная потребность совершать пакости».

С какого возраста и сколько ребёнок может использовать мобильные устройства

Ассоциация американских педиатров ранее рекомендовала вообще не давать смартфоны и планшеты детям до двух лет. Теперь же рекомендации немного смягчили: дети в возрасте от полутора лет могут играть с гаджетами, но только при условии соответствующего возрасту качественного контента и под присмотром родителей.

Для детей в возрасте от 2 до 5 лет советуют ограничить использование девайсов одним часом в день. А детям от 6 до 12 лет, по мнению педиатров , стоит посвящать технологиям не более двух часов в день.

Также есть несколько принципов, которые помогут установить разумные рамки.

  • Смартфоны и планшеты не должны мешать физической активности, играм и сну.
  • Лучше всего чередовать 15–20 минут взаимодействия с гаджетами и физическую активность.
  • Не следует давать детям играть с мобильными устройствами за несколько часов до сна.
  • Не стоит давать ребёнку девайс, когда он устраивает истерику, и заменять гаджетами личное внимание.

Как ребёнок может использовать смартфон или планшет с пользой

Как уже упоминалось, важно не только время, но и то, чем именно малыш занимается, играя с гаджетом.

  • Отдавайте предпочтение интерактивным развлечениям: пусть будет больше развивающих приложений, чем развлекательных видео.
  • Не давайте ребёнку игры с быстро сменяющимися картинками и чересчур яркими неестественными цветами. Также уменьшайте яркость экрана.
  • Пользуйтесь планшетом вместе с ребёнком: показывайте, как выполнять задания, вместе рисуйте, скачивайте игры, в которых требуется участие родителей.
  • Не стоит надолго оставлять ребёнка с устройствами наедине. Если подключён интернет, установите ограничения, чтобы он не мог скачать неподобающий контент или зайти не на те сайты.
  • Следите, чтобы устройство не находилось слишком близко к глазам ребёнка. Оптимальное расстояние — 40 см.

При всех перечисленных опасностях мобильные устройства имеют немало плюсов для детского развития. Кроме того, гаджеты — это реалии нашего времени, от которых никуда не деться. Поэтому к вопросам взаимодействия ребёнка с девайсами стоит подходить без фанатизма. Но не забывайте, что без разумных ограничений гаджеты могут сослужить родителям и детям плохую службу.

Вся семья

  • Норма экранного времени: варьируется
  • О чем стоит помнить? Совместный просмотр мультика или семейного фильма объединяет детей и родителей — и поскольку это бывает не так уж часто, расслабьтесь и получайте удовольствие!

Для тоддлеров

Согласно Американской академии педиатрии, малыши должны видеть экраны только во время редких разговоров с бабушкой по скайпу. Издание The Atlantic пишет о том, что видеочат иначе воздействует на мозг ребенка, нежели просмотр ТВ: судя по всему, дети понимают, что видеочат — это двустороннее человеческое взаимодействие, отличное от телепередач или даже разговора по телефону.

«По скайпу или другому видеочату даже очень маленькие дети могут видеть реакцию собеседника в реальном времени, и, по-видимому, таким способом им общаться легче, чем по телефону», — отмечается в статье издания.

Но даже время разговоров по скайпу должно быть ограничено.

«Существуют довольно ясные доказательства того, что время, проведенное перед экранами гаджетов, может негативно сказаться на детской речи и других аспектах развития детей, — поясняет Мэтью Джонсон. — Не потому, что гаджеты сами по себе плохи, а потому, что они заменяют ребенку физическую активность, творческую игру и взаимодействие с близкими взрослыми, в которых он по-настоящему нуждается в этом возрасте для того, чтобы развиваться».

Для дошкольников

Дети в возрасте от 3 до 5 лет обожают мультики и мультяшных героев. Их пристрастие к тому и другому может удовлетворяться, но в меру.

«В смартфонах и планшетах нет ничего плохого по сравнению с другими видами гаджетов, за исключением соблазна все время использовать их как способ успокоить или отвлечь ребенка», — комментирует Мэтью Джонсон. Он добавляет, что родителям стоит планировать время просмотра мультиков заранее, чтобы оно использовалось разумно, а не от родительского отчаяния.

Если же ребенок сходит с ума по какому-то мультику, можно предложить ему вместо видео книгу или комикс с этими персонажами (у многих мультфильмов есть книжная версия). Кроме того, мультик всегда можно обыграть: пусть ребенок рисует мультгероев, или придумывает свои истории с их участием, или разыгрывает собственные версии их приключений.

Для младших школьников

Когда дети начинают ходить в школу и их приоритеты меняются, гаджеты должны отойти на второй план. Но по мере того как дети растут, родители могут постепенно давать им больше самостоятельного контроля над тем, как распоряжаться своим временем.

«Конечно, когда дети только учатся делать домашние задания в школе, вы хотите, чтобы гаджеты им в этом не мешали. Но затем важно понемногу учить детей идее баланса экранного времени». Джонсон сравнивает этот процесс с обучением чистке зубов: сначала вы чистите детям зубы сами, затем учите их делать это самостоятельно, а затем только время от времени напоминаете.

В этом возрасте родители могут обучить детей тому, что экранное время можно использовать по-разному: не только для развлечения, но и с пользой. Например, ребенок может создать на компьютере мультфильм или подготовить школьный исследовательский проект, и тогда экранное время будет подсчитываться по-другому, не так, как в случае пассивного использования гаджетов.

Для подростков

С точки зрения Мэтью Джонсона, подростки уже могут понять идею жизненного баланса. Задача родителей — помочь им увидеть, как это соотносится с темой гаджетов. Что он предлагает:

«Составьте список всех видов активности, которые любит ваш ребенок, как связанных, так и не связанных с гаджетами. Это поможет ребенку понять, что излишнее увлечение чем-то одним наносит ущерб другим важным для него сферам».

Не стоит беспокоиться, если ребенок вдруг увлекся какой-то видеоигрой и не может оторваться от нее неделю или две. Просто постарайтесь аккуратно помочь ему увидеть преимущества умеренности.

«Подросткам — как и всем нам сегодня — необходимо развивать жизненный навык осознавать, когда мы тратим на что-то одно слишком много времени, особенно если речь о гаджетах».

Для всей семьи

Оборотная сторона удобств цифровой эпохи — социальная изоляция (в том числе в собственной семье). Чтобы избежать этого, ходите семьей в кино или устраивайте киносеансы дома. Это оказывает на детей совершенно другой эффект, нежели одиночный серфинг по ютьюбу, и поэтому такие семейные киновстречи не стоит ограничивать по времени.

Мэтью Джонсон также советует родителям почаще разговаривать с детьми о роли медиа в современном мире и о том, как осознанно потреблять информацию. И, конечно, самим быть примером для детей.

«Нам нужно постепенно переложить эту ответственность с себя на них. В конце концов, скоро они вырастут, уедут из родительского дома и справляться с подобного рода задачами предстоит им самим».

Перевод с английского Анастасии Храмутичевой


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.