Почему моряки носят сине-белую форму?

Белая парадная форма моряковБелая парадная форма моряков

Цвет формы моряков неоднократно менялся, как и сама форма. Все элементы, их цвет, покрой подбирались с учетом практических качеств, удобства, а также в рамках следования определенным канонам. Облегченная парусина считалась оптимальным материалом вплоть до 80-х годов и активно использовалась в рамках российского флота благодаря удобству и практичности.

Но всегда ли форма была таковой, и какие цвета использовались в прошлом? Какие из них остались актуальными сегодня, и почему парадная форма – всегда белая?

Три полоски на гюйсе


Почему моряки носят сине-белую форму?

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки — белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Форменный воротник также называют гюйсом.


Почему у моряков парадная форма белого цвета

Традиционными для моряков считаются два оттенка: белый и синий. Парадная форма неслучайно именно белая. Для служащих ВМФ он считается очень символичным. Ахроматический тон ассоциируется с морской пеной, облаками, бурунами и глыбами океанского льда. Даже на суше, надевая парадный мундир, военнослужащие хранят в сердце воспоминания о морских просторах и белоснежных облаках. Кроме того, костюм такой расцветки выглядит очень торжественно.

Парадная форма моряков.

@cont.ws

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

гюйс


Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.


бескозырка парадная ВМФ СССР
Бескозырка парадная ВМФ СССР


Какие цвета и разновидности формы используются на флоте

Моряки – это прежде всего военнослужащие. Поэтому, как и в других родах войск, у них имеется чёткая иерархия. В зависимости от должности, флотский костюм бывает разным.

Так, матросская роба, а также одежда курсантов состоит из белой рубашки, брюк, воротника, обуви и головного убора. Весь костюм выполнен в синем цвете. Воротник украшен белыми полосками.

Моряк.

Одежда офицеров и мичманов включает в себя следующие элементы:

  • шерстяная фуражка;
  • форменная тужурка;
  • пальто;
  • кремовая рубашка и галстук;
  • брюки с ремнём;
  • обувь;
  • шарф и перчатки.

Морская форма офицеров.

Вся одежда, кроме рубашки, выполнена в лаконичном чёрном тоне. Более того, офицерам разрешено носить свитер, куртку, пилотку и китель.

Девушки на флоте носят шерстяную юбку, блузу кремового оттенка, жакет, галстук с золотой закрепкой и обувь. Форма морячек преимущественно чёрного цвета. Даже в самый жаркий день девушки обязаны носить телесные колготки. Зимой комплект обмундирования дополняется шерстяным пальто и кашне. Также разрешается надевать шапку-ушанку и свитер.

Парадные комплекты

Их тоже имеется несколько.

Принципиальная разница заключается в цвете. Чёрный и белый – это два колера, разрешённые в рядах ВМФ. Обязательным считается наличие галстука с золотой закрепкой. Основа любой парадной формы – чёрные брюки, белая рубашка и золотой пояс.

Старшина и матросы носят традиционную полосатую тельняшку. Головным убором служит бескозырка летом и шапка-ушанка зимой.

Женский вариант «парадки» также практически полностью имитирует повседневный. Разница заключается лишь в том, что праздничный костюм оснащён золотым поясом. Жакет и шарф белые.

Женская парадная форма ВМФ.

Белая парадная форма моряков смотрится очень красиво и торжественно. Но к сожалению, демонстрировать её они могут не так часто, как хотелось бы!

Рейтинг школьной формы для мальчиков

Как выбрать хайлайтер для лица

Понравилась?

Всегда ли парадная форма моряков была белой

Это цвет флотской одежды был утверждён в 1951 году и с тех пор практически не менялся. Вот уже более полувека служащие флота носят парадную форму двух тонов: белого и чёрного. Светлая модель предназначена для торжественных случаев и надевается не чаще двух раз в год.

В некоторых военно-морских частях белое обмундирование носится ежедневно. Рядовые служащие обязаны надевать светлую одежду, чтобы их деятельность была видна. Кроме того, такая расцветка не выгорает и не греется даже при многочасовых работах на палящем солнце.

Справка. В довоенное время парадный мундир отличался от обыкновенного тёмно-синего только золотыми погонами. Флотское обмундирование очень традиционно и редко претерпевает какие-либо изменения.

Таким образом, белая «парадка» на флоте считается закономерной. Из всех уставных тонов этот самый праздничный и красивый.

Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Почему моряки носят сине-белую форму?

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

Почему моряки носят сине-белую форму?

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Особенности аксессуара

Беретом называют мягкий головной убор, не имеющий козырька. В Средневековье его носили не только обычные люди, но и монархи. К XX веку головной убор стал массово использоваться в качестве элемента военной формы во многих странах мира. В России его носят не только морпехи, но и представители других подразделений, а также патриотических организаций. Отличаются эти головные уборы цветом:

  • голубые носят ВДВ;
  • синие – ВВС;
  • васильковые – спецназ ФСО и ФСБ;
  • серые – Росгвардия;
  • зеленые – Пограничные войска, спецназ ФССП;
  • оливковые – Росгвардия и спецназ ГУ Министерства обороны;
  • оранжевые – МЧС;
  • краповые – спецназ ВВ МВД;
  • красные – военная полиция.

Берет морского пехотинца для офицеров изготавливался из шерсти, а для матросов срочной службы и сержантов – из хлопчатобумажной ворсованной ткани. Его бортик отделывался кожзаменителем, изначально с левой стороны крепился небольшой красный флаг с золотистым якорем. Спереди черного берета помещалась алая звездочка у матросов и сержантов, а у офицеров – эмблема военно-морского флота.

Интересно, что после парада, который был посвящен очередной годовщине Октябрьской революции, красный флажок было решено перенести с левой части на другую сторону берета

Это было сделано, чтобы на него обратили внимание руководители страны и почетные гости, стоявшие на трибуне справа от военнослужащих. Изменения были внесены в устав

Действующие военные, которые носили берет морпеха, отмечали его очевидные преимущества. Бортик из кожзаменителя помогал надежно удерживаться головному убору даже в экстремальных ситуациях. Шерстяная ткань, из которой делали береты для офицеров, гарантированно предотвращала переохлаждение.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Морская форма выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Почему моряки носят сине-белую форму?

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская – идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Почему моряки носят сине-белую форму?

Советы по уходу

Для морпехов черный берет считается основным головным убором, который они должны ценить и заботиться о нем. Неприемлемо, чтобы боец относился к нему халатно, так как это сразу отразится на всем его внешнем виде. Чтобы берет красиво сидел на голове, его обязательно обрабатывают. Существует довольно простой метод: изделие замачивают, затем гладят, отпаривают, отбивают по кромке молотком. Есть и более сложный способ ухода, больше напоминающий церемониал:

  • Сначала аккуратно распарывают подкладку.
  • Берет на несколько минут кладут в горячую воду, а потом отжимают.
  • Надевают на голову, вставив кокарду.
  • Тщательно придают ему нужную форму перед зеркалом, надавливая в необходимых местах.
  • Фиксируют его точно, плотно втирая прямо в ткань пену для бритья. Делают это, не снимая берета с головы. После окончательного просушивания он уже не потеряет форму.
  • Чтобы головной убор был еще и гладким, его бреют станком, удаляя катышки.
  • Внутреннюю часть обрабатывают лаком для волос, чтобы он сохранял форму на долгое время.

Стирать шерстяной берет можно только вручную, иначе изделие деформируется. При этом рекомендуется использовать детское мыло или шампунь, а лучше всего – жидкий порошок, предназначенный для деликатных тканей. Стирают его при температуре от 30 до 40 градусов. Аккуратно отжав, изделие натягивают на круглую поверхность, соответствующую по размеру. Через несколько часов, когда оно подсохнет, фиксируют форму, досушивают. Хранить головной убор желательно в расправленном виде, в сухом месте. Не рекомендуется оставлять изделие под воздействием прямых солнечных лучей на длительное время.

Ленты морских фуражек в послереволюционное время

Современная лента с единым шрифтом

После революции в России изменилось многое, и в том числе, претерпела изменения флотская форма. Выпушки убрали, тулью уменьшили, гвардейские ленты убрали. На ленте черного цвета должно было указываться название не корабля, а флота. В 1923 году ввели единый шрифт для нанесения надписей на ленты, он остался таковым до наших дней. Но матросы линкоров, крейсеров и миноносцев по-прежнему носили названия.

Впрочем, гвардейские ленты вернулись, это произошло во времена Второй мировой войны, они снова стали наградными. По ее окончании на лентах полностью исключили указание названий кораблей, стали наноситься только названия флотов. Взамен моряки стали активно использовать значки с названием кораблей, хотя те активно искоренялись офицерами под предлогом военной тайны. Также ленты с названием кораблей заказывались при увольнении в запас, и продолжали носиться с гордостью. Сегодня ленты с названием судов не искореняются, они фигурируют в рамках флотской бытности.

Таким образом, ленты появились как атрибут, исключающий утерю головного убора. В дальнейшей эволюции они стали своеобразным опознавательным знаком и предметом гордости, который почитается моряками.

С этим читают

  • Зачем голове пилотка. откуда она появилась в армии
  • Как отбить берет?
  • Приспособления для нарезки бутылок: как быстро и просто нарезать пластиковые ленты из бутылок (100 фото и видео)
  • На какую сторону правильно отбивать берет
  • Женские шляпы: виды, названия, модели, типы и лучшие идеи применения. 115 фото и видео современных женских шляп
  • Зеленые береты: история одного подразделения специального назначения армии сша
  • Что такое кивер
  • Фуражка сс: разновидности и знаки отличия
  • Форма вмф: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков
  • Что такое папаха?

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.