Немного интересного о первых воздушных шарах

Привет, друзья! Человек всегда хотел летать, как птица, придумывая самые разные способы поднять себя в воздух. Сейчас в этом нет проблем, так как самолеты уже давно стали распространенным видом транспорта, но давайте немного окунемся в прошлое и посмотрим с чего начиналось, а именно интересные факты о воздушных шарах, и кто был их первым испытателем.

Начинания братьев Монгольфье

Когда речь заходит о том, кто придумал первый воздушный шар, практически каждый образованный и начитанный человек вспоминает фамилию братьев Жозефа и Жака-Этьена Монгольфье. Конечно, этих изобретателей не следует считать единственными в своем роде, поскольку исследования подобных явлений проводились и ранее.

Толчком к тому, что воздушный шар был создан, стало открытие ученым Генри Кавендишем водорода: ученый выяснил, что плотность «горючего воздуха» гораздо меньше обычного воздуха.

Именно это свойство и было использовано в первых экспериментах и последующих открытиях Монгольфье. Братья проводили многочисленные испытания с рубашками, мешками и пробными шарами из натуральных тканей, которые хоть и взлетали, но невысоко. Но для того времени даже подобные факты оказывались пугающе новыми и едва ли не революционными.

Montgolfier-Joseph-Michel-and-Jacques-Etienne

Первые полноценные пробы прошли в 1782 году, когда в воздух поднялся шар объемом три кубометра. Следующий воздушный шар был уже намного больше: конструкция весила 225 килограммов и состояла из четырех боковых полос и купола из обклеенного бумагой хлопка. 4 июня изобретатели запустили этот опытный образец в воздух, но преодолеть удалось лишь около полутора километров, а закончился полет падением. Братья Монгольфье были не единственными, кто в этот период проводил подобные исследования: француз Жак Шарль запускал шары, наполненные водородом, что было значительным скачком в развитии данного направления.

Если шары от братьев-исследователей, наполняемые теплым воздухом, называли монгольфьерами, то творения мсье Шарля – шарльерами.

После подобного старта, считавшегося практически успешным, братья Монгольфье получили мощную поддержку от Академии наук. Финансовые вложения позволили им проводить новые запуски, так что следующий шар, на котором прокатились странная компания – овца, гусь и петух, был значительно больше своего предшественника: 450 килограммов при объеме в 1000 кубометров. После относительно успешного его приземления (плавного падения корзины с высоты около полукилометра) было принято решение провести испытания воздушной конструкции с людьми на борту.

В это же время Жак Шарль запустил шар из пропитанного каучуком шелка, который за время первого полета смог преодолеть расстояние в 28 километров.

Воздушная дуэль

Воздушная дуэль

Если вы думали, что дуэли бывают только на земле, то вы сильно заблуждались. Случилось это в 1808 году из-за женщины по имени мадемуазель Тиревит, оперной певицы и просто красавицы. В нее влюбились два француза, а может и больше, но именно эти двое решились на дуэль. Да не просто дуэль, а на воздушном шаре.

Утром они поднялись в воздух и выстрелили в купола друг друга. Повезло выжить только одному дуэлянту, по слухам он таки заполучил руку и сердце своей возлюбленной. А вот второй мужчина погиб ради любви.

Традиция открывать шампанское после полета была создана для спокойствия фермеров

После первого удачного полета воздушные шары стали часто использоваться аристократами. Однако крестьянам они напоминали огнедышащих драконов, чем вызывали настоящий ужас. Чтобы задобрить и успокоить людей, аристократы стали брать с собой шампанское и открывать его на месте посадки воздушного судна.

Есть версия, что рисунки на плато Наска создали при помощи воздушных шаров

Шар с корзиной для полетов, пример 2

В 1970-х годах Джим Вудмен выдвинул теорию, что древние жители Перу создали гигантские рисунки на плато Наска, использовав шар с корзиной для полетов. В качестве доказательств он приводит рисунки на древней керамике, где, по его мнению, изображены полеты на воздушном шаре, а также куски материи, которые могут быть фрагментами оболочки шара. Ученый даже смастерил свое воздушное судно с использованием технологий, которые были доступны древним перуанцам. Эта теория была дискредитирована, однако ряд ученых продолжает верить в ее достоверность.

Людовик XVI и профессор Шарль

Людовик XVI был хорошо известен как человек, не отличающийся консервативными взглядами. Он ценил науку и верил в технический прогресс человека. Успех братьев Монгольфье не мог пройти мимо монарха, поэтому в скором времени к ним приехал гонец с персональным приглашением от короля прибыть в Версаль для демонстрации сего чуда.

Пока братья раздумывали, что лучше надеть в гости к монаршей особе, версальский ученый Жак Шарль решил повторить эксперимент Монгольфье по просьбе Людовика. Поскольку слухи о конструкции воздушного шара распространялись довольно быстро, всего за одну ночь французский изобретатель сделал наброски похожего шара, но лишь за тем исключением, что наполнять его нужно газом легче воздуха, например, водородом. Также Шарль предложил сделать конструкцию шара легче и герметичнее: использовать для этого китайский шелк с особой пропиткой, чтобы газ не выходил сквозь поры в ткани.

Жак Шарль французский ученый изобретатель воздушный шар

27 августа 1783 года Жак Шарль собрал толпу своих фанатов на Марсовом поле (по некоторым данным собралось несколько сотен тысяч человек), после чего с гордостью продемонстрировал зрителям свое произведение под названием «Глобус». Этот шар был в несколько раз меньше того, что изготовили братья Монгольфье, зато был наполнен настоящим водородом, что делало его максимально эффективным. Как только шар отпустили, тот устремился ввысь с огромной скоростью, и набрал высоту почти полтора километра. После этого оболочка конструкции не выдержала и лопнула, приземлившись в паре десятков километров от места старта на крестьянские поля. Крестьяне такой шутки не оценили, посчитав упавший шар порождением сатаны, за что и наказали его вилами да лопатами. Впрочем, Шарль нисколько не расстроился, ведь его изобретение сработало.

Научное сообщество отдает дань как изобретению братьев Монгольфье, так и Жака Шарля. Воздушные шары, которые работают на принципе подъема горячим воздухом называются «монгольфьеры», а шары, заполненные газом легче воздуха, называются «шарльеры».

В США существовали воздухоплавательные корпуса во время Гражданской войны

Шар с корзиной для полетов, пример 3

Воздухоплавательный корпус основал Авраам Линкольн. Он состоял из 7 воздушных шаров, а также имел в распоряжении 12 газовых генераторов и баржу, которая использовалась в качестве авианосца. Воздухоплавательные аппараты использовали для наблюдения за перемещением вражеских войск, охватывая территорию в 15 км. «Конфедераты» в ответ изготовили свой шар из платяного шелка, но он был захвачен армией союза. Расформировали корпус в 1863 году, сообразив, что такой объект — отличная мишень для противника.

Воздушные шары использовали во время карнавальных представлений

В период с 1800 по 1900 гг. во время ярмарок зачастую можно было увидеть шоу с участием воздушных шаров. Каскадер с парашютом садился в корзину, шар наполняли горячим дымом от огня и отпускали вверх. Он быстро поднимался вверх, и в наивысшей точке каскадер выпрыгивал и спускался на землю.

Шар с корзиной для полетов, пример 4

Достижения человека в современном воздухоплавании

Всего 25 минут полета Пилатра де Розье сподвигли молодых людей-авантюристов и уважаемых ученых заняться воздухоплаванием.

Ученый Жак Шарль продолжил развитие воздушного шара собственной конструкции, и одним из первых взлетел на немыслимую высоту – почти 3 километра.

Уже 7 января 1785 года французский пионер авиации и воздухоплавания Франсуа Бланшар решается на безумный поступок – полет через Ла-Манш, который длился два с половиной часа. Пилатр де Розье решил повторить подвиг Бланшара, однако из-за плохой погоды его шар потерпел крушение, а сам Розье погиб.

Свою лепту в освоение неба внес и знаменитый писатель Жюль Верн, особенно его рассказ «Вокруг света за 80 дней». Глядя на успехи мореплавателей и их кругосветные путешествия, любители полетов решили, что наибольшим достижением для них станет кругосветное путешествие по воздуху. Долгое время никто не решался на столь самоубийственную авантюру, воздушные шары не были предназначены для столь длительных перелетов.

Шло время, технологии совершенствовались, в небе появились первые дирижабли. Наконец, в августе – сентябре 1929 года немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера смог совершить настоящий кругосветный перелет вокруг земного шара. Всего за 20 суток цеппелин преодолел более 34 тысяч километров и удачно приземлился в точке своего отправления.

LZ 127 Граф Цеппелин дирижабль кругосветное путешествие

Первое настоящее кругосветное путешествие без посадок состоялось лишь в 2002 году: американский путешественник Стив Фоссет сумел установить рекорд и облететь землю на своем аэростате.

В наши дни настоящим рекордсменом является российский путешественник Федор Конюхов, который смог совершить невероятное количество путешествий по нашей планете на самом разнообразном транспорте. Конюхов даже умудрился переплыть Атлантический океан на весельной лодке. В 2016 году Федор совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре, облетев планету всего за 11 дней.

воздушный шар Федора Конюхова мортон кругосветное путешествие

Виды воздушных шаров

Кто придумал воздушный шар

Как оказалось, их существует три:

  • Монгольфьеры.
  • Шарльеры.
  • Розьеры.

По большому счету они отличаются только наполнителями. Первые — наполняют горячим воздухом, вторые – газом (водород, гелий), третьи – можно назвать смешанными, так как там используется и газ, и воздух.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.