Бенедикт Спиноза. Нидерландский философ-рационалист, натуралист

Бенедикт Спиноза

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза. Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты. Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения. Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Монизм

Основу философии голландского мыслителя составляет теория о единой субстанции, мышлении и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза тоже искал связь этих атрибутов. Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости. Творящая и сотворенная природа для него – едины.

Метод познания бытия был построен им на основе математики. Мудрец считал, что именно математика наиболее полно воплощает принципы рационализма. Поэтому он пользовался аксиомами и теоремами, примеряя их не только на физические тела, но и на бытие в целом.

Спиноза считал, что знания обретаются несколькими методами:

  • Произвольные знания, слухи
  • Хаотичное накопление личного опыта
  • Познание о вещи через другую вещь
  • Изучение сущности вещи и ее познание

Он развил дуалистическое учение Декарта и нашел общее у физики и метафизики, выдвинув тезис о единой и абсолютной субстанции, что стало основой монизма.

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

фото 620

Биография Бенедикта Спинозы

Определение 1

Бенедикт (урожденный Барух) Спиноза – нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени.

Барух (Бенедикт) де Спиноза был рожден в семье евреев-сефардов, предки которых были изгнаны из Португалии и осели в Амстердаме. Отец его – Михаэл (Габриэл Алварес), мать – Ханна Дебора де Спиноза. Мать умерла от туберкулеза, когда Баруху было 6 лет. У отца была преуспевающая семейная фирма по торговле южными фруктами. Спиноза обучался в начальной религиозной школе, где занимался изучением иврита, основ еврейского богословия и риторики.

После смерти отца Барух со своим братом принял управление фирмой на себя. Спиноза высказывал «неортодоксальные» взгляды, поэтому он сблизился с сектантами, отошел от иудаизма, был обвинен в ереси и исключен из еврейской общины.

Спиноза сменил имя на Бенедикт, продал свою часть семейной фирмы родному брату и переехал городок неподалеку от Амстердама, но скоро вернулся, чтобы поступить учиться в частный колледж экс-иезуита, где занимался совершенствованием латыни, изучением греческого языка, философии, естественных наук, обучался рисованию и шлифовке оптических стекол, преподавал иврит.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В 1660 году Амстердамская синагога официально потребовала от власти осудить Спинозу за угрозу благочестию, поэтому он вынужден был уехать из Амстердама. Он зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. Тогда же он написал работы «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» и пр.

В июне 1663 года Спиноза переехал в Ворбюрг недалеко от Гааги, где опубликовал в 1664 году «Основы философии Декарта», а также «Метафизические размышления». В 1670 году Спиноза переехал в Гаагу, где и оставался вплоть до своей смерти. Умер он 21 февраля 1677 года, в возрасте 44 лет, от туберкулеза, которым болел на протяжении 20 лет, усугубив его течение вдыханием пыли, образующейся при шлифовке оптических линз, а также курением, так как табак тогда считали лечебным средством.

Сочинения

  • ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
  • ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
  • 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
  • 1670 «Богословско-политический трактат»
  • 1677 «Политический трактат» (не окончен)
  • 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
  • 1677 «Еврейская грамматика»

Переводы сочинений Спинозы на русский язык

  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.
  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1957.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 489 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 629 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз.
  • Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. — 248 с. — 5000 экз.
  • Спиноза Б. Богословско-политический трактат. — Харьков: Фолио, 2001. — 656 с., 5 000 экз.
  • Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта / Пер. с лат. В. Н. Половцовой. — М.: Кушнерев и К°, 1914. — 188 с.

Читайте также : Бенедикт Спиноза — цитаты, афоризмы, высказывания

: ФилософыРационалистыПантеисты : Голландские философыГолландские рационалистыГолландские пантеистыГолландцыФилософы XVII векаРационалисты XVII векаПантеисты XVII векаГолландские философы XVII векаГолландские рационалисты XVII векаГолландские пантеисты XVII векаXVII век

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

фото 621


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.